Назад
Москва и Московская область
+7 (903) 123-13-29
WhatsApp/Telegram
Москва и Московская область
+7 (903) 123-13-29
WhatsApp/Telegram

Досудебный порядок урегулирования спора

Досудебный порядок урегулирования спора

В соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей обязательный досудебный порядок урегулирования споров не предусматривается. Он может быть установлен отдельными нормативными правовыми актами, в которых указаны случаи, когда потребитель должен соблюсти претензионный порядок.
 
Так, претензию нужно подавать по вопросам урегулирования споров в отношении договоров об оказании услуг связи, перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом и при заключении договоров о реализации туристского продукта.
 
Однако некоторые суды считают, что обязательный досудебный порядок по таким договорам не является обязательным. Так, Верховный Суд Российской Федерации не рекомендует устанавливать обязательный претензионный порядок в договорах с потребителями, утверждая, что это ущемляет их права, поскольку обращение с досудебной претензией является правом, а не обязанностью потребителя.
 
На практике каждый человек, столкнувшийся со спорной ситуацией, старается ее разрешить как можно быстрее. Досудебный порядок как раз позволяет быстро восстановить нарушенное право. Еще одним существенным плюсом досудебного порядка является то, что он позволяет документально зафиксировать обстоятельства (заявления, ответы на них), которые могут оказаться полезными при рассмотрении спора в суде.
 
Итак, прежде чем обращаться в суд, сначала имеет смысл обратиться к продавцу или исполнителю с письменной претензией об устранении недостатков. Проанализируем, как правильно составить претензию, а также каким образом и в какие сроки передать ее продавцу.
 
Действующим законодательством правила написания претензий по защите прав потребителей не предусматривается, поэтому написать ее вы можете в произвольной форме.
 
После написания претензии вы можете вручить претензию лично представителю продавца или исполнителя. На втором экземпляре претензии, который останется у вас, попросите поставить отметку о получении (дату, фамилию, имя, отчество лица, принявшего ее, его должность, подпись, печать).
 
Также вы можете отправить претензию почтой. Отправляйте претензию заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении адресату. Это будет являться доказательством того, какие именно документы вы отправили продавцу (исполнителю), а также того, что он ее получил.
 
Претензию по качеству товара можно предъявить в течение его гарантийного срока или срока годности. Этот период указан в документах, прилагаемых к товару или результату работ. Если гарантийный срок товара составляет менее двух лет, и вы обнаружили недостатки в нем по его истечении, но в пределах двух лет, вы также вправе предъявить претензию продавцу (изготовителю), но только в том случае, если докажете, что недостатки товара возникли до его передачи вам.
 
Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, вы можете предъявить претензию, если обнаружили недостатки в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам данного товара.
 
Срок рассмотрения претензии – 10 дней. Если ответ продавца не поступил в течение этого срока, то это приравнивается к отказу от выполнения ваших требований. Если вы не получили письменный ответ продавца (исполнителя), получили отказ в удовлетворении требований или его ответ вас не устраивает, вы вправе обратиться за защитой своих прав в суд.